Фронтовой альбом    


Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 653

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Июль » 12 » ИСТРЕБИТЕЛИ ВМФ США (US NAVY) ПРОТИВ ВВС ДРВ. (часть 2)
13:00
ИСТРЕБИТЕЛИ ВМФ США (US NAVY) ПРОТИВ ВВС ДРВ. (часть 2)
     Первый советский ракетный перехватчик МИГ-17ПФ, имел весьма сложный в применении радиолокационный прицел РП-5 «Изумруд». Радиоуправляемыми ракетами РС-1У он мог атаковать врага на расстоянии 3-5 км. Но, попасть ими в маневрирующую цель было трудно, и МИГ-17ПФ  не нашел широкого применения во Вьетнаме.

МиГ-17ПФ с опознавательными знаками ВВС ДРВ в американском авиамузее. Антенна радара РП-5 «Изумруд» была расположена в носу, под радиопрозрачным обтекателем. (Air Nicon)

      В конце 1965 года Вьетнаму было поставлено всего десять самолетов этого типа. В 921 ИАП «Sao Do» (Красная Звезда) они ограниченно использовались в качестве ночных истребителей-перехватчиков.

      Сверхзвуковой пушечный перехватчик МИГ-19С, вернее его китайская копия «Шеньянг» J-6, был получен вьетнамцами из Китая в небольшом количестве - 44 штуки. Хотя он был быстрым, мощным и хорошо вооруженным двухдвигательным истребителем (вооружение МИГ-19С составляли три 30-мм пушки НР-30) оказать какое-либо заметное влияние на ход воздушных боев он не смог.

Один из китайских копий МиГ-19С - «Шеньянг» J-6 экспонат ханойского музея.    

      Массовое применение «Шеньянг» J-6 ВВС Северного Вьетнама отмечено американцами только в мае 1972 года, когда сразу несколько пилотов US NAVY, доложили о победах над этим, новым для них, типом МИГов.  

      МИГ-21, модификаций Ф-13, ПФ, ПФМ и МФ, наряду с «семнадцатым», был еще одним массовым истребителем ВВС Северного Вьетнама. Он имел, практически такие же самонаводящиеся на источник тепла ракеты ближнего боя «Atoll» (К-13), как и американские AIM-9В «Сайдвиндер».

МиГ-21ПФ ВВС Северного Вьетнама с ракетами К-13 под крыльями.     

      На МИГ-21 вьетнамцы, наконец, получили возможность атаковать американские самолеты с расстояния до пяти километров, не приближаясь к ним вплотную. Тем не менее, авиация США полностью господствовала в небе Вьетнама. Все, что могли противопоставить этому северовьетнамские ВВС, это тактику «Hit and Run» (бей и беги).

      Она заключалась во внезапных атаках МИГами «17» и «21» крупных ударных групп американских бомбардировщиков и последующего быстрого рассеивания и отхода на свои базы или в ДМЗ (демилитаризованную зону), избегая, по возможности, встречи с «американской кавалерией» - истребителями F-4 «Фантом».

      Эта тактика стала единственно возможной для истребителей ВВС ДРВ, так как небольшие группы американских истребителей F-4 (воздушные станции MIG CAP), посланные для расчистки воздушного пространства, постоянно барражировали в зонах предстоящих бомбовых ударов.  

      Они быстро получали предупреждение от операторов радаров наблюдения за воздушным пространством Вьетнама о любой активности врага в их зоне, и буквально, как коршуны, бросались на взлетавшие с ближайших аэродромов МИГи.

      Северовьетнамцы, любыми способами,  стремились ограничить господство американской авиации в своем воздушном пространстве. Зазевавшихся на большой высоте американских пилотов подстерегал неожиданный запуск зенитных ракет с замаскированных позиций ЗРК С-75 «Двина» (позднее к ним прибавились С-75М «Волхов»), которые затем быстро меняли позицию избегая ответного удара от «Wild Weasel» и «Iron Hand» («дикая ласка» и «железная рука» - миссии ВВС и ВМФ по подавлению ракет SAM), наносивших удар «Шрайками» и «шариковыми» бомбами SUU-30/A, или напалмом.  

      Потерявшего высоту «джонсона» начинали обстреливать 100-мм, 85-мм зенитные пушки и самоходные зенитные установки ЗСУ-57. В 1973 году во Вьетнам, для оценки боевых возможностей, были отправлены новейшие (на то время)  ЗСУ-23-4 «Шилка».  

23-мм четырёхствольная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» северовьетнамских сил ПВО.

     Спустившихся до «бреющего полета» атаковали множество зенитных пулеметов разных калибров и тысячи бойцов народного  ополчения, вооруженных простым стрелковым оружием. Их пули, нередко попадавшие в самолеты, по признанию  пилотов ВВС США, рвали обшивку и наносили повреждения, подобные ударам большой кувалдой.  

     После включения звукового сигнала электронной системы предупреждения - RHAW (Radar Homing and Warning) показывавшей стрелкой, на круговом индикаторе на приборной доске, направление на угрозу, или услышав по радио предупреждающий возглас: «SAM lounch!» (запуск ракеты), американские пилоты, прежде всего, старались увидеть характерное облако пыли на земле, или белый  дымовой след от порохового стартового ускорителя, тянувшийся за быстро поднимавшейся в небо ракетой.

     С этого момента счет шел на секунды. Энергичное маневрирование с потерей высоты, снижали вероятность попадания почти до минимума. Но при запуске нескольких ракет одновременно, шансы на спасение резко уменьшались.

     Вьетнамцы ракет не жалели, хотя одна ракета В-750 стоила 22 тысячи рублей. Столько же в то время, в СССР, стоили четыре автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Всего вьетнамцам  с 1965 по 1972 годы, было передано 7658 ракет и 95 комплексов С-75 разных модификаций.

Пусковая установка советской ЗРК С-75 с ракетой В-750 на боевой позиции в Северном Вьетнаме.   

     При подрыве зенитной ракеты В-750 ближе 150 м от цели, спастись от нее было практически невозможно. Боеголовка ракеты, весившая 197 кг, из которых 100 кг приходилось на стальную шрапнель, направленным взрывом мгновенно превращала самолет в решето. От следовавшей за этим ударной волны, пораженная ракетой цель просто разваливалась в небе на части.

      Во время проведения операции «Rolling Thunder», опасность быть сбитым ракетой SAM, была общей проблемой для всех пилотов США во Вьетнаме. Общим было и нервное напряжение, сопутствовавшее бесчисленным, повторявшимся день за днем  боевым вылетам к разным незначительным объектам, или повторных ударов по уже уничтоженным ранее целям.

     Многие американские пилоты, не видели смысла в ежедневной бомбардировке «пустых», по их мнению, выбранных только по политическим соображениям районов Северного Вьетнама. Они не одобряли политику своего правительства, пытавшегося постепенно  наращивая мощь ударов, силой усадить коммунистов за стол переговоров.

      Для летчиков ставка в этой политической «игре» была слишком высокой –  их единственная жизнь. Основным отличием в работе «морских» пилотов US NAVY от работы их «сухопутных» коллег из USAF, действовавших с авиабаз, расположенных в Таиланде, была более короткая «дорога» к целям.

      Стартуя с авианосцев на «Yankеe Station» (остановка янки, «янки» – прозвище северян в США), или «Dixie Station» (остановка дикси, «дикси» - прозвище жителей юга США - это кодовые обозначения постоянно находившихся в Тонкинском заливе у берегов Северного и Южного Вьетнама ударных авианосных группировок ВМФ США), зачастую, уже после нескольких минут полета над морем, пилоты флотской авиации сообщали: «Feet dry» (ноги сухие – обозначало полет над сушей) и приступали к поиску наземных целей, или готовились встречать «бандитов».   

     Боям с МИГами пилотов USAF, предшествовал долгий утомительный перелет с баз в Тайланде до цели, с обязательными дозаправками в воздухе, на пути туда и обратно. Расстояние до Ханоя от тайландской базы Тахли, составляло 520 миль, от базы Корат – 485 миль, от базы Убон – 405 миль, а от базы Удорн – 320 миль. 

      Так как Северный Вьетнам был разделен на зоны «обслуживания» самолетами ВВС США и американского флота, так называемые районы «Route Package», самолеты USAF не бомбили побережье Северного Вьетнама, а самолеты US NAVY не «работали» по «тропе». Исключением из правил стали операции «Linebaker» в мае и декабре 1972 года, когда самолеты USAF, NAVY и US MARINES, днем и ночью, бомбили район Ханоя и Хайфона.

     Авиация US MARINES (корпуса морской пехоты США) базировалась на южновьетнамских аэродромах и «Dixie Station». Она не участвовала в воздушных боях над Северным Вьетнамом. Как и самолеты с «Dixie Station» «моряки», в основном, привлекалась для бомбардировок сил Вьетконга на юге Вьетнама.

     Единственный МИГ-21УМ («спарка») ВВС ДРВ был сбит во время операции «Linebaker I» пилотами F-4J «Фантом» из US MARINES VMFA-333 «Shamrock» (трилистник)  майором Лассетером и капитаном Каммингсом, 11 сентября 1972 года. В тот период VMFA-333 базировалась на авианосце ВМФ США USS «Америка» (CVA-66). В  этот день они сами были сбиты зенитной ракетой SAM.

     Во время проведения последней боевой операции США в Юго-Восточной Азии - «Frequent Wind», 29-30 апреля 1975 года, во время эвакуации американского персонала из Южного Вьетнама, на палубе одного из авианосцев ВМФ США, курсировавших в Тонкинском заливе – USS «Энтерпрайз» (CVAN-65), находились эскадрильи VF-1 «Wolf Pack» (волчья стая) и VF-2 «Bounty Hunters» (охотники за головами), первые из оснащенных новейшими истребителями-перехватчиками US NAVY Грумман F-14A «Томкет», пришедшим на замену «Фантомам».

     Но тогда встреча «Томкетов» с МИГами не состоялась. МИГи, в тот момент, были всецело заняты поддержкой наступавших на Юг наземных войск.

 

Истребитель Grumman F-14A «Tomcat» из VF-1 «Volfpack», летит над Южным Вьетнамом.   

     F-14A «Томкет» обладали совершенно новым типом ракет большой дальности AIM-54А «Феникс», способными поразить цель на расстоянии до 180 км. Эти ракеты, стоимостью полмиллиона долларов каждая, могли уничтожить любую воздушную цель над Северным Вьетнамом, когда самолет-носитель был далеко за пределами его воздушного пространства.

     Но надежды американских адмиралов испытать свою новую «игрушку» в бою не сбылись. Патрулировавшие воздушное пространство вокруг Сайгона «Томкеты» напрасно жгли топливо. Северовьетнамцы прекратили полеты своей авиации в опасной зоне, а Вьетконг  ограничился редким обстрелом американских самолетов с земли.

     Один F-14А получил легкие повреждения от огня малокалиберных зениток Вьетконга и «янки», закончив эвакуацию, отправились восвояси.

      F-4B, а, позднее, F-4J, на протяжении всей Вьетнамской войны оставался основным самолетом американского флота, и корпуса морской пехоты США. Яркая, привлекательная, окраска их самолетов являлась по сути - антикамуфляжем, повышающим заметность самолета. 

     Понеся большие потери во Вьетнаме «моряки» получили горький урок. Для пилотов МИГов, вооруженных пушками, было очень важно быстро установить и не терять, во время боя, визуальный контакт со своей целью. Раскраска морских «джонсонов» только помогала этому.  

      Результаты множества экспериментов с камуфляжем для истребителей флота показали, что наименее заметны самолеты разных оттенков серого цвета. Это и стало долгожданным решением  проблемы. Некогда яркие, как попугаи, самолеты флота и морской пехоты, превратились  в  «серых мышей».

      Практически всю авиацию США в конце 70-х годов перекрасили в различные тона серого цвета, и вообще лишили,  каких-либо ярких элементов индивидуальной окраски. Только теперь, когда американцам стало ясно, что бояться в воздухе им больше некого, яркие элементы окраски стали возвращаться на их самолеты.   

     Другим важным уроком было то, что пилотов во Вьетнаме надо было снова учить давно забытым, со времен Второй мировой войны и Кореи, навыкам ведения близкого воздушного боя – «dog fight» (собачьих боев). Воздушных боев стало происходить все больше и больше, а большинство летчиков флота оказались совершенно не готовы к такому повороту событий.

      Военные аналитики США считали маневренные воздушные бои делом далекого прошлого и пилотов к ним не готовили. Но, проблема воздушных боев, принимала все большую остроту, усугублявшуюся практической беззащитностью «Фантомов» на предельно малых дистанциях пуска ракет, в которую постоянно стремились войти атакующие их, вооруженные  пушками МИГи.

      В таких ситуациях пилотов F-4 могло спасти только умелое маневрирование, не позволявшее МИГам прицелиться и открыть огонь. Но кроме маневрирования для спасения своей жизни, пилотам «Фантомов» были необходимы знания, позволявшие не только уклоняться от атак, но и атаковать самим, даже в этих, не выгодных условиях.

Один из наиболее типичных примеров флотского «антикамуфляжа». На этом F-4J «Phantom II» из VF-31 «Tomcatters» (котяры), с авианосца US NAVY USS «Saratoga» (CVA-60), коммандер Сэм Флинн и лейтенант Уильям Джон, 21 июня 1972 года сбили сеаеровьетнамский МиГ-21.   

      Назревший кризис удалось разрешить быстрой организацией, в марте 1969 года, пятинедельного «Курса тактики применения боевого оружия», преподаваемого морским пилотам в специально созданной для этого на базе US NAVY Мирамар в Сан-Диего «Figther Weapons School» (школа боевого оружия) или так называемой - школы «TOP GUN».

      Она позволила вовремя подготовить к новым воздушным боям будущих асов флота, таких как Рендалл Каннингхем и Вильям Дрисколл. Опытнейшие пилоты-инструкторы US NAVY, накопившие бесценный опыт в реальных воздушных боях с северовьетнамскими МиГами, использовали истребители F-5E «Тайгер», Т-38 «Тэлон» и штурмовики А-4 «Скайхок» для имитации действий различных типов МИГов.

     Интенсивные учебные бои между этими «МИГами» и «Фантомами» позволили существенно повысить выживаемость экипажей F-4 во Вьетнаме. До «TOP GUN» для NAVY соотношение потерь было 3,7:1, а после «TOP GUN» стало 13:1.

Просмотров: 1061 | Добавил: VietCong | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031