Фронтовой альбом    


Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 676

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Июль » 12 » ИСТРЕБИТЕЛИ ВВС США ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ 1964-1973. (часть 2)
12:53
ИСТРЕБИТЕЛИ ВВС США ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ 1964-1973. (часть 2)
Локхид F-104 «Старфайтер»  


       Начавшаяся война во Вьетнаме, как ничто другое, быстро убедила руководство ВВС США в практическом отсутствии у них многоцелевого истребителя-бомбардировщика, приспособленного к условиям ограниченного неядерного конфликта. 

       Из имевшегося в распоряжении ВВС огромного парка истребителей послать во Вьетнам (для борьбы с МИГами и прорыва мощной ПВО Северного Вьетнама), было практически нечего.   

      Созданный главным конструктором фирмы «Локхид» Келли Джонсоном, в начале 50-х годов (почти параллельно с МИГ-21), легкий истребитель-перехватчик «модель 83» F-104 «Старфайтер», по сути, был футуристическим проектом. Соблазнить Пентагон на его финансирование стало возможно  только благодаря длившейся войне в Корее.

       В этот исторический период ВВС США мечтали о легком сверхзвуковом истребителе, способном превзойти в скорости любой из МИГов. Фактически, инженерами фирмы «Локхид» была создана «ракета с человеком внутри». 

      Весь его облик – «игла» с маленькими тонкими крыльями говорил о стремлении к скорости вдвое превышающей звуковую. О маневренности, грузоподъемности, дальности полета и самое главное, безопасности пилота инженеры думали только во вторую очередь.

      Опытный ХF-104, с двигателем J-79-GE-3 фирмы «Дженерал Электрик», разогнавшись до скорости 2414 км/ч  побил все мировые рекорды и широко рекламировался как лучший самолет в своем классе.


Истребитель Lockheed F-104С «Starfighter» (звездный боец).          

      Но, ВВС США, приняв F-104A на вооружение (в качестве истребителя ПВО) в 1958 году, сразу значительно сократили заказ на его закупку. Военные относились к F-104 прохладно. Их совершенно не устраивала его низкая грузоподъемность и малый боевой радиус действия, бывший следствием весьма ограниченного запаса топлива.

      Охлаждению интереса со стороны Пентагона не смогло помешать даже оснащение опытного F-104А ядерным боеприпасом, подвешиваемым под центральный пилон. Сброс бомбы на высокой скорости производился при помощи специального толкателя, отводящего ее в сторону от самолета.

       Попытка применить «Старфайтер» во Вьетнаме окончилась неудачей. Направленное в 1965 году в Южный Вьетнам, на базу Да Нанг, 479 TFW имевшее на вооружении 25 F-104C, привлекалось в основном для бомбардировки наземных целей на Юге. Но, «звездный боец» мог поднять в воздух не боле двух бомб М-117 и будучи «чистых истребительных кровей» справлялся с ролью истребителя-бомбардировщика весьма посредственно.  

Истребители F-104C «Starfighter» вооружённые 750lb (343 кг) бомбами М117 в полёте над Вьетнамом.

       Применение F-104C, вооруженных, кроме 20-мм шестиствольной пушки «Вулкан» двумя ракетами AIM-9 «Сайдвиндер», подвешенных на двух специальных пилонах под «брюхом» для сопровождения бомбардировщиков F-105D и «Уалд Уизл» F-105G на Север, тоже не были успешными.

       «Старфайтеры» нуждались в частых дозаправках в воздухе а делать это под огнем МИГов и ракет SAM над Северным Вьетнамом было совершенно невозможно. Не смотря на это F-104 совершили множество вылетов на задания MIG CAP(Combat Air Patrol – боевой воздушный патруль)  для прикрытия «диких ласок» F-105G в зоне «Роут Пэкедж 6».

        Во время выполнения заданий они периодически дозаправлялись над Южно-Китайским морем. Несколько самолетов было потеряно от зенитного огня и ракет SAM, но с МИГами «Старфайтеры» над Вьетнамом так и не встретились. 

       20 сентября 1965 года, пилот F-104C майор Смит, потеряв ориентировку не нашел заправщик, залетел в воздушное пространство Китая над островом Хайнань, где был сбит китайским истребителем-перехватчиком J-6 (МИГ-19C), катапультировался и попал в плен.

F-104С из 479 TFW в Да-Нанге. Модификация «С» единственная была оснащена штангой для дозаправки в воздухе. По прибытии во Вьетнам все F-104С получали «азиатский» камуфляж Т.О. 1-1-4.  

      Совершив 2269 боевых вылетов и потеряв девять «Старфайтеров» 479 TFW, в 1967 году, было выведено из Вьетнама. Спустя два года все F-104 были сняты с вооружения ВВС США и сданы на хранение на базу Девис Монсен. Позже, шестнадцать самолетов было расконсервировано и передано в Национальную Гвардию Пуэрто-Рико.




Конвэр F-102 «Дельта Дэггер»

 

      Но «славу», наиболее бесполезного самолета во Вьетнаме заслужил другой самолет - истребитель-перехватчик фирмы Конвер F-102 «Дельта Дэггер».  

       Мучительные поиски новых форм для сверхзвуковых самолетов, позволявших легко достигать высоких сверхзвуковых скоростей, приводили американских авиаконструкторов к оригинальным решениям. 

       Инженерами фирмы «Конвер», был предложен истребитель с треугольным крылом, без рулей высоты, типа «бесхвостка». Первый полет опытного YF-102A, под управлением тест-пилота Ричарда Джонсона, состоялся 20 декабря 1954 года.

       Вопреки ожиданиям, имея мощный двигатель «Пратт-Уитни» J-57 и революционную внешность, опытный экземпляр истребителя «Дельта Дэггер», с трудом смог достичь звукового рубежа.

 

Истребитель-перехватчик Convair F-102A «Delta Dagger» (дельта кинжал). (Robert Roggeman)            

       Потребовалась коренная переделка всей конструкции планера самолета и дополнительное финансирование проекта, в результате чего, в 1955 году, скорость F-102, с двигателем J-57-P-41, достигла заложенной в техническом задании М=1,22.

       Основным вооружением «Дьюса» (как называли F-102 американские пилоты) были самонаводящиеся и направляемые радаром ракеты AIM-4A и AIM-4С  «Фалкон», размещаемые в фюзеляже.

       Они могли оснащаться обычными и ядерными боеголовками. В USAF F-102 считался переходной моделью, предназначенной для замены устаревших  истребителей-перехватчиков Норт Америкен F-86D «Сейбр», Нортроп F-89 «Скорпион» и Локхид F-94 «Старфайр».

       В ADC (Air Defence Command – командование ПВО США) он был призван заполнить пустоту, до принятия на вооружение нового, более скоростного, проекта фирмы «Конвер» – истребителя-перехватчика F-106 «Дельта Дарт».

        В 1962 году, правительство Южного Вьетнама обратилось к США с просьбой прислать истребители-перехватчики для пресечения постоянных полетов неопознанных самолетов в районе границы с Камбоджей.

         В соответствии с этой просьбой, 509 TFS (Tactical Fighter Squadron – тактическая истребительная эскадрилья), вооруженная «Дьюсами», была направлена, в 1964 году, в Южный Вьетнам. Она была расквартирована на южновьетнамских авиабазах в городе Да Нанг и Тан Шон Нят в Сайгоне. 

        Их основной задачей стала защита авиабаз Южного Вьетнама от вероятной угрозы налетов имевшихся в ВВС Северного Вьетнама реактивных бомбардировщиков Ил-28.

       Но коммунисты и не думали никого бомбить, а для перехвата северовьетнамских транспортных «кукурузников» Ан-2, снабжавших Вьетконг по ночам, и летавших на предельно малых высотах, «Дельта Кинжал» был слишком быстрым.

        В основном, F-102А занимались воздушным патрулированием Южного Вьетнама.  Иногда их привлекали к сопровождению ударных групп на Север, но нигде «Дьюсы» не могли похвастаться заметными успехами.

        Их ракеты AIM-4 «Фалкон» безнадежно устарели, а бомбовая нагрузка, которую мог поднять F-102A, была слишком незначительной. Основной «боевой деятельностью» 509 TFS во Вьетнаме, по словам командира 2-й дивизии USAF Роллена Энсиса, было: «ревом мощных двигателей J-57 на форсаже, не давать отдыхать вьетконговцам по ночам».

 

Истребители Convair F-102A «Delta Dagger» из 509 FIS, 405 FIW с базы Don Muang в Тайланде, совершают патрульный полет над южновьетнамскими джунглями.  

        3 февраля 1968 года F-102A пилот ВВС США Билл Уиггинс, из 509 TFS, 405TFW, был сбит МИГом над Северным Вьетнамом. Он стал седьмой, самой уникальной (по причине редкого появления F-102 на Севере), победой из девяти, знаменитого аса ВВС ДРВ - Нгуен Ван Кока из 921 ИАП  ВВС ДРВ «Sao Do». В тот день он летел на МИГ-21ПФ.  

        Несколько F-102А «Дельта Дэггер» из 509 TFS c 1965 года постоянно находились в Таиланде, для обеспечения ПВО баз США в этом регионе. Они базировались на аэродромах Дон Муанг, под Бангкоком и на базе Удорн (для ПВО тайландских авиабаз США Убон, Корат и Тахли были привлечены модифицированные «Сейбры» СА-27 Mk.32 из ВВС австралийского контингента во Вьетнаме).

        За десять лет нахождения «Дьюсов»  в боевой зоне по различным причинам было потеряно около 15 самолетов. Массовое снятие F-102 c вооружения сил ПВО США и его замена на F-4C «Фантом», началась в ноябре 1969 года.

        Завершением карьеры «Дьюсов», было переоборудование многих из них в беспилотные мишени – «дроны», которые еще долгое время использовались в американской армии.




МакДоннел F-101 «Вуду» 


         Более скоростной «одноклассник» F-102 по «Сотой серии» - истребитель МакДоннелл F-101 «Вуду», был принят на вооружение ВВС США в мае 1957 года. Его созданию, как и всем истребителям «сотой серии», предшествовало энергичное, безлимитное проектирование под одобряющим взглядом генералов из Пентагона во время продолжавшейся войны в Корее, и последующие заминки с финансированием и уменьшения интереса к проекту, сразу, после ее окончания.  

        Инициативный проект создания дальнего истребителя сопровождения XF-88 с двигателем J-34, предложеный фирмой «МакДоннелл» Пентагону, был отклонен в октябре 1948 года. После начала войны в Корее, когда срочно потребовались истребители сопровождения стратегических бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс», о проекте снова вспомнили.

        В январе 1952 года, с фирмой «МакДоннелл» был заключен контракт на постройку 31 истребителя F-101A. Первый полет прототипа XF-101, оснащенного двумя двигателями J-57, состоялся 29 сентября 1954 года на базе Эдвардс в Калифорнии.

        Скорость серийного F-101A, с двигателями J-57-P-55 фирмы «Пратт-Уитни», составила М=1,72 (1825 км/ч). Вооружением нового истребителя были четыре 20-мм пушки М-39, в носовой части, и три ракеты AIM-4A «Фалкон», в пусковом устройстве, с барабаном револьверного типа, расположенном внутри фюзеляжа сразу за передней стойкой шасси.

        Хотя «Вуду», на момент создания, был самым современным истребителем ВВС США, все же, он стал (по мнению американских генералов от ВВС) «квадратной пробкой в круглой дырке».  

Истребитель McDonnell F-101A «Voodoo» (Вуду – божество религиозного культа на острове Гаити).  

        Как и все истребители того периода, F-101А  был носителем ядерного оружия, но не подходил ни под одну категорию ТАС (Tactical Air Command – тактическое авиационное командование ВВС США), основной военной доктриной которого было применение обычного, а не ядерного оружия.

        Он требовал сложного обслуживания и к тому же не мог нести обычные бомбы. В роли тактических истребителей «Вуду», отправленные в Европу, «с глаз долой», прослужили до  1966 года, в последствии, передав эту роль F-4C «Фантом».

Фоторазведчик McDonnell RF-101C «Voodoo» в полёте над Вьетнамом.  

        Массовое переоборудование F-101A и F-101C в тактические разведывательные самолеты, позволило обрести проекту «Вуду» вторую жизнь. В виде одной из модификаций – фоторазведчика RF-101C, вооружение с которого было полностью удалено, они первыми из самолетов ВВС США, были направлены в Юго-Восточную Азию.  

       С 1961 года несколько RF-101C «Вуду», в составе 15 TRW (Tactical Reconnaissance Wing – тактическое разведывательное крыло) действовали с базы  Тан Шон Нят в Южном Вьетнаме, и, практически, постоянно проводили разведывательные полеты над Лаосом, Камбоджей и Южным Вьетнамом, в районах контролируемых коммунистами.

       Для подготовки к ведению боевых действий не было более важной задачи, чем разведка, и фоторазведчик RF-101C «Вуду» оказался очень кстати.  С  началом крупномасштабной воздушной войны во Вьетнаме, ни один боевой вылет ВВС США, не совершался без участия «Вуду».

      Они проводили разведку целей до бомбового удара, и фиксировали результаты миссии после, неся при этом чувствительные потери.  Вьетнамцы знали, что вскоре, за ударной группой появится одиночный RF-101C, и были готовы к его встрече.

       В последствии «Вуду» из 20 TRW и 432 TRW действовавшие с базы Удорн в Таиланде, вплоть до 1967 года, были заменены на RF-4C «Фантом», более подходившие для  «воздушных гонок» с МИГ-21.

       В конце 1970 года последние «Вуду» из 45 TRS, 460 TRW с базы Тан-Шон-Нят, были выведены из Юго-Восточной Азии. За 10 лет в боевой зоне, по разным причинам, было потеряно 39 RF-101С, 12 пилотов погибли, 10 попали в плен. 



МакДоннел-Дуглас F-4 «Фантом II»

    

       Главным «убийцей МИГов» вьетнамской войны было суждено стать другому истребителю фирмы «МакДоннелл Авиэйшн» - F-4 «Фантом II», который более двадцати лет символизировал мощь авиации США.

        F-4 стяжал самую громкую славу, как лучший, после окончания Второй мировой и корейской войн, реактивный истребитель. Размноженный в 5000 экземплярах, он стал настоящим прижизненным памятником своему создателю - Джеймсу МакДоннеллу, или «мистеру Маку», как  его почтительно называли все сотрудники фирмы.

       Фирма «МакДоннелл Авиэйшн» была старым, надежным партнером ВМФ США. В ее активе уже был один «Фантом» - FH-1, прямокрылый двухдвигательный реактивный истребитель, спроектированный в 1943 году. Он был выпущен небольшой серией и состоял на вооружении ВМФ США после Второй мировой войны.

       Кроме него, флот получил, от этой фирмы истребители F2H «Бэнши», принявшие участие в корейской войне, и всепогодные однодвигательные истребители-перехватчики со стреловидным крылом - F3H «Демон».

Предшественник «Фантома» в US NAVY - F3H «Demon», был единственным однодвигательным истребителем фирмы «McDonnell Aviation».  

       В начале 50-х годов US NAVY объявили  конкурс на создание палубного истребителя нового поколения. Первое место получил проект легкого истребителя фирмы Воут F-8 «Крусейдер», вскоре принятый на вооружение флота.

        Небольшая серия истребителей F11F «Тайгер» была, также, заказана фирме Грумман. Фирма МакДоннел, со своим проектом F3H-G,  двухдвигательного «Демона», оказалась аутсайдером этого конкурса, но это ничуть не смутило главного конструктора фирмы - Германа Берке.

       В порядке частной инициативы проект был тщательно переработан. Новый одноместный самолет, вооруженный четырьмя пушками и ракетами, получил треугольные, а не стреловидные крылья.

       Для улучшения путевой устойчивости законцовки крыла самолета были отогнуты вверх, а рули высоты – вниз. «Изюминкой» нового проекта стала полностью съемная (вместе с кабиной пилотов) носовая часть самолета, позволявшая, путем присоединения различных носовых частей,  превращать его в разведчик или штурмовик.

       Самолет был оснащен двумя двигателями с форсажными камерами J-79 фирмы «Дженерал Электрик». Вскоре, флот оценил достоинства нового проекта фирмы «МакДоннелл» и, 18 ноября 1954 года, был подписан контракт на два прототипа F4H.

 

Один из первых серийных истребителей F4H-1 «Phantom II» (призрак два) на испытаниях. (USAF)        

       В третий раз переработав проект, фирма, наконец, построила самолет, названный F4H-1 «Фантом II». Самолет сделали двухместным в основной конфигурации. Необходимость во втором члене экипажа возникла из-за большой сложности бортового электронного оборудования, устанавленного на новом самолете.

      Один пилот был просто не в состоянии управлять всеми системами управления и вооружения F4H-1. 27 мая 1958 года, с заводского аэродрома фирмы МакДоннелл - «Ламберт филд» в городе Сент Луис, взлетел первый «Фантом два», пилотируемый главным летчиком-испытателем фирмы Робертом Литтлом.

       После серии испытательных полетов, в результате которых были устранены мелкие неполадки различных систем, огромный потенциал нового самолета стал очевиден всем. Пораженный возможностями нового самолета, Роберт Литтл заявил: «Теперь все козыри у нас в руках!».

       В декабре 1958 года, US NAVY подписала официальный заказ на 23 предсерийных и 24 серийных F4H-1, в варианте истребителя-перехватчика. Вооружением нового истребителя стали четыре самонаводящиеся ракеты ближнего боя AIM-9 «Сайдвиндер» и четыре направляемые на цель радаром AIM-7 «Сперроу» для средних дистанций.

       В феврале 1960 года, были проведены летные испытания первых образцов F4H-1 на авианосце «Индепэнденс» (CVA-62), после которых самолет оснастили более мощными двигателями J79-GE-17. В октябре 1961 года, «Фантомами», с индексом F-4B, были вооружены эскадрильи, базировавшиеся на авианосце USS «Саратога» (CV-60).

Истребитель F-4J «Phantom II» из эскадрильи VF-103 «Sluggers» с авианосца US NAVY USS «Saratoga» (CV-60). 

Просмотров: 2747 | Добавил: VietCong | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031