Фронтовой альбом    


Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 676

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Июль » 12 » ИСТРЕБИТЕЛИ ВВС США ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ 1964-1973. (часть 3)
12:51
ИСТРЕБИТЕЛИ ВВС США ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ 1964-1973. (часть 3)

     Не смотря на первоначально скептическое отношение летчиков флота к новому истребителю и кличкам «School Bus» (школьный автобус) и «Double Ugly» (двойной урод), виной чему был его необычный для самолетов флота внешний вид и размеры, F-4 быстро стал их любимцем.  

     После целой серии из 16 мировых рекордов, побитых «Фантомом» в 1960-61 годах, (на нем был установлен рекорд высоты 30040 метров и рекорд скорости – 2583 км/ч) самолет, который при рождении никому не был нужен, быстро завоевал популярность в вооруженных силах США.         

     В начале 1962 года ВВС США провели сравнительные летные испытания F-4B и своего лучшего истребителя-перехватчика F-106A «Дельта Дарт». Испытания показали очевидное превосходство нового истребителя US NAVY над F-106A,  по всем параметрам.

      В апреле 1962 года, ВВС США, не смотря на традиционное соперничество с ВМФ, тоже решили принять «Фантом» на вооружение, оформив заказ на 208 самолетов. Фирмой «МакДоннел» был изготовлен специальный – «сухопутный» F-4, первоначально получивший в USAF свое обозначение - F-110А, а после унификации обозначений самолетов в US NAVY  и USAF в 1962 году - F-4C.

«Сухопутный» F-110A «Phantom II», на испытаниях нес 18 бомб Мk-82, ракеты AIM-7 и подвесной бак на центральном пилоне. (USAF)  

      От своего «морского» собрата он отличался составом бортового оборудования и новым радаром, приспособленным для действий по наземным целям. Первый же опыт боевого применения F-4 во Вьетнаме, доказал что «Фантом» стоит на голову выше всех остальных истребителей ВВС США. 

      Он соответствовал, практически, всем требованиям предъявляемым к нему в USAF. Но при «тесном» контакте с северовьетнамскими МИГами, когда его ракеты AIM-9 и AIM-7 были бесполезны, в этом случае, «Фантом» был полностью безоружен.  

       Проблема была частично решена, когда по предложению ветерана войны в Корее полковника Фредерика Блесси, во Вьетнаме командовавшего 366 TFW, «Фантомы» его «крыла» первыми стали оснащаться подвесным контейнером SUU-16А, с шестиствольной 20-мм пушкой «Вулкан» и боекомплектом для нее.

       Вскоре были одержаны первые победы на «пушечных» F-4С, и крыло получило гордое название «Gunfighters» (стрелки). Но, довольно быстро, стало понятно что это только временное решение проблемы. Невозможность жесткого закрепления пушечного контейнера на пилоне и неизбежные перекосы при установке приводили к неточной стрельбе с большим рассеиванием.

       Вскоре был учтен опыт «пушечных» воздушных боев во Вьетнаме и последнюю «сухопутную» модификацию «Фантома» - F-4E, наконец, стали вооружать встроенной в нос самолета 20-мм пушкой «Вулкан» со скорострельностью 6 тысяч выстрелов в минуту. Были также созданы более маневренные, приспособленные для «dog fight» (собачьего боя), варианты ракет «воздух-воздух» AIM-9J «Сайдвиндер» и AIM-7E «Сперроу».

       После принятия на вооружение USAF истребителя-бомбардировщика F-4C, а позднее F-4D и F-4E «Фантом», ВВС США получили самолет о котором они столько мечтали. Возможности и универсальность нового самолета поражали воображение. 

       Отныне миссиям на «Север» предшествовали полеты фоторазведчиков RF-4С, следом за ними шли ударные группы бомбардировщиков F-4С и D, а сверху их прикрывали истребители F-4E. Впоследствии F-4С взяли на себя и роль «Wild Weasel», постепенно вытесняя заслуженные но устаревшие F-105G «Тандерчиф» с театра военных действий.

       «Фантомы», претендующие на более чем 150 побед над МИГами ВВС ДРВ, вне всякого сомнения, стали достойными преемниками славы лучшего «убийцы МиГов» - F-86 «Себр».

Самый знаменитый F-4C «Phantom II» вьетнамской войны №67-463, пилота Стивена Ритчи и оператора вооружения Чарльза Де Бельвью. 

        Во многом только благодаря «Фантому», США смогли переломить ход воздушной войны над Северным Вьетнамом в свою пользу. Только пилоты F-4 смогли стать «асами» с пятью победами  во вьетнамской войне, среди множества «просто» «убийц МИГов» американской армии и флота, летавших на истребителях других типов.

        Наибольшую известность в USAF получили пилот из 555 TFS, 432 TFW, капитан Стивен Ритчи, сбивший на F-4C и F-4Е пять МИГов и его RIO (Radar Intercept Operator – оператор радара и вооружения) Чарльз Де Бельвью, имевший шесть побед над МИГами. Две из них он получил летая с пилотом Джоном Мэдденом.  

Стивен Ритчи и Чарльз Де Бельвью перед боевым вылетом возле своего F-4С «Phantom II» на тайландской базе Удорн.  

       Широкую известность заслужил ещё один RIO (оператор вооружения) «Фантома» капитан USAF из 13 TFS, 388 TFW Джеффри Фейнштейн. Он стал «асом» №3 во Вьетнаме. Летая на задания с разными пилотами он, в общей сложности, добился пяти побед над северовьетнамскими МИГами.  

       Но, не смотря на то что Чарльз Де Бельвью имел шесть, а Фейнштейн пять сбитых МИГов, они были только вторым членом экипажа - GIBgay in back» - парень позади, прозвище операторов вооружения «Фантомов», данное им пилотами) и не они стреляли по МИГам.

      Их задачей было, обнаружив и «захватив» цель радаром, доложить об этом командиру. Поэтому, их статус «асов» как бы немного меркнет перед заслугами Стивена Ритчи и ещё одного пилота USAF - Робина Олдса.  

      Полковник Робин Олдс, командир 8 TFW, был ветераном Второй мировой войны. Летая на Р-38 «Лайтнинг» и P-51 «Мустанг» он одержал 24 победы над немецкими самолетами.  

      Сбив четыре МИГа во Вьетнаме он не стал «асом» (статус «аса», пилот получает только после пяти воздушных побед), но зато прославился в USAF своим веселым и бесшабашным нравом, за что его просто обожали пилоты его восьмого «крыла».

 

Командир 8 TFW полковник Робин Олдс возле своего F-4C «Phantom II», названного им «SCAT XXVII».  

       Концепция F-4 составляла полную противоположность советским истребителям, применявшимся в войне во Вьетнаме. МИГ-17Ф, МИГ-19С и МИГ-21Ф-13 были задуманы, как легкие фронтовые истребители-перехватчики, не имевшие бортового радиолокатора.

      Направленные во Вьетнам версии МИГ-21ПФ и МИГ-21ПФМ, с индексом «В» (вьетнамский), имели упрощенный радиолокационный прицел Р-2Л, который позволял им вести самостоятельный поиск воздушных целей на незначительном удалении.

      Кроме этого, с его помощью, могло осуществляться наведение радиокомандных ракет К-5 (Р-2УС). На МИГ-21ПФМ ВВС СССР был установлен более мощный радиолокатор РП-21 с дальностью обнаружения цели порядка 15 километров.

     «Фантом», в отличие от МИГов, создавался как многоцелевой самолет. Он обладал мощной платформой для установки различных электронных систем и разнообразного вооружения.

      Если МИГи, образно говоря, были слепы до момента когда оператор наземного радара выводил их на цель, то «Фантомы» сканируя своими мощными радарами APQ-109 воздушное пространство впереди себя могли самостоятельно находить в небе и с расстояния в 30 км «брать в захват» любые воздушные цели.

      После сигнала - «Lock On» (захват), на экран радара в кабине выводилась вертикальная «линия прицеливания» (следившая за положением цели и автоматически направлявшая радар в сторону врага) и «круг допустимой ошибки», который, постепенно сужаясь (по мере приближения цели), показывал пилоту когда цель войдет в зону досягаемости ракеты средней дальности AIM-7 «Сперроу» (10-13 км).

      После перевода переключателя выбора вооружения в положение «Radar» и светящейся индикации «In Range» (в зоне досягаемости), пилот «Фантома» запускал ракету и ждал. Надежное подтверждение попадания AIM-7 «Сперроу»  можно было получить только визуально, так как отметка цели после попадания ракеты еще некоторое время (до падения МИГа на землю) оставалась на экране радара.  

      Основное вооружение северовьетнамских МИГов составляли 23-мм, 30-мм и 37-мм пушки. Исключение составляли МИГ-21ПФ и ПФМ, которые напротив, имели только ракетное вооружение - две ракеты ближнего боя К-13 («Atoll» по классификации НАТО), и после их запуска с дистанции 3-5 км, МИГи оставались полностью безоружными.

Ракета К-13 (Р-3С), копия трофейной AIM-9 «Sidewinder» ранней модификации, под крылом истребителя МиГ-21Ф-13 ВВС ДРВ.  

      Оснащение этих модификаций МиГов подвесными пушечными контейнерами ГП-9 с двуствольной авиационной пушкой ГШ-23 (отлично проявившими себя позже, в индо-пакистанском и арабо-израильских конфликтах), не позволяло МИГам нести дополнительный топливный бак на центральном пилоне, что значительно сокращало радиус действия и время полета МИГа.

       Это совершенно  не устраивало северовьетнамских летчиков, которые, после активной погони или боя часто были вынуждены катапультироваться из исправного МИГ-21, не долетев до своего аэродрома.  

       Только с появлением во Вьетнаме, с 1969 года, новейшего МИГ-21МФ, с более мощным радиоприцелом РП-22 «Сапфир» (максимальная дальность обнаружения цели до 30 км), имевшим встроенную двуствольную 23-мм пушку ГШ-23Л, способного одновременно нести четыре ракеты типа К-13 (Р-3С и Р-3Р) и топливный бак, ВВС ДРВ получили полноценный истребитель-перехватчик.  

       «Фантом», кроме «Сперроу», мог нести четыре ракеты ближнего боя AIM-9 «Сайдвиндер». При переключении тумблера выбора оружия в положение «Heat» (тепло), в наушниках пилота начинал звучать звуковой тон, прозванный пилотами «ворчанием», который резко изменялся на высокий, после того как впереди появлялся любой источник тепла.  

       Захват цели боеголовкой ракеты, оснащенной чувствительным инфракрасным датчиком реагировавшим на тепловое излучение, производился автоматически. Но для успешного поражения цели, пилоту надо было следить за соблюдением разрешенной дальности стрельбы (индикации «In Range») и допустимой для пуска в маневрировании степенью перегрузки «G».

       В случае промаха AIM-7 «Сперроу» (что было обычным делом в воздушном бою), пилоты «Фантомов» стремились поразить быстро приближающиеся МИГи «Сайдвиндерами» с радиусом действия 3-5 км, что часто приводило к успеху.

       Но, в случае прорыва МИГов в «мертвую» зону, где из-за предельно малой дистанции было невозможно использовать ракеты, пилотам F-4 оставалось надеяться только на мощь двух двигателей J-79, позволявших быстро оторваться от преследования. Или постоянно маневрируя не дать МИГам прицелиться и открыть огонь из пушек.  

       Вьетнамцы быстро поняли, что реальная угроза для них  – бомбардировщики, и поэтому избегали боя с истребителями  когда  и где это  было возможно. Они применяли тактику  засад, удерживая  разнообразно закамуфлированные МИГ-17 на малой высоте, где их было трудно обнаружить на фоне гор и джунглей. Которые совершали внезапные атаки на американские бомбардировщики, побуждая их избавляться от бомб не доходя до цели.  

       Поскольку истребители сопровождения летели на большой высоте (что нормально для истребителей сопровождения), то МИГи часто достигали успеха. Когда эта вьетнамская тактика стала стандартной, F-4 были переведены на более низкую высоту. Теперь «Фантомы», используя указания операторов радаров USAF и US NAVY, и мгновенно ускоряясь, могли заранее перехватывать МИГи атакуя их ракетами с большой дистанции. 

       Попытки максимально использовать лучшие качества F-4, иногда приводили к громким успехам. Операция ВВС США «Bolo» (мексиканское боевое мачете), начатая 2 января 1967 года, в результате которой за один день, было сбито семь северовьетнамских МИГ-21, и проводившаяся по инициативе командира 8 TFW полковника Робина Олдса, была одним из таких ярких примеров. 

       Следование шаблонам и негибкость тактики, были недостатками, присущими всем армиям социалистической ориентации. ВВС Северного Вьетнама не были здесь исключением. После анализа нападений северовьетнамских МИГов на ударные группы ВВС США, по обычным маршрутам бомбардировщиков F-105, используя плотный строй и их позывные, на «Север» были направлены «Фантомы» из 8 TFW.

       Пилоты МИГов, готовившиеся атаковать загруженные бомбами F-105, были неожиданно встречены залпами ракет AIM-7 и AIM-9 с изворотливых F-4. Северовьетнамцы растерялись на несколько минут, но этого вполне хватило для уничтожения семи из МИГов, взлетевших на перехват «приманки» Олдса.

       МИГ-21 ВВС ДРВ, как правило, не несли камуфляжной окраски и были цвета натурального дюраля. Исключение составляли самолеты, действовавшие с полевых аэродромов для прикрытия «тропы Хо Ши Мина». Они нуждались в маскировке на земле из-за слабой ПВО своих аэродромов.

      Если экипажи «Фантомов», предупрежденные операторами радаров воздушного наблюдения, и издалека замечавшие блестевшие на солнце серебристые МИГ-21, применяли тактику молниеносного удара с дистанции пуска ракет AIM-7 «Сперроу», то у них было преимущество.

      Если же они вступали в ближний бой с МИГами, у них начинались неприятности, поскольку пилоты МИГов знали, что если они будут держаться на минимальном расстоянии от ракет «джонсонов», то опасность быть сбитым огнем из пушек МИГов существовала только для американцев.  

      Обычно, вьетнамцы использовали ограниченное количество МИГ-21 очень осторожно. Наводимые операторами радаров с земли,  МИГи атаковали истребители ВВС США только с задней полусферы. Они предпринимали одну попытку, быстро   запускали   свои   ракеты «Atoll» (К-13 или Р-3С), затем немедленно возвращались на свой аэродром.

      Если «Фантомы» прикрытия не были заранее предупреждены об угрозе МИГов с самолетов наблюдения или кораблей, и летели с большой скоростью (обычно около 480 узлов), то у них было мало шансов вступить в бой.

       А пилоты МИГ-21, если считали, что условия для атаки не идеальные, никогда не атаковали защищенные «Фантомами» плотные группы американских бомбардировщиков, оставляя их заботам своих зениток и ракет ПВО. 

        МИГи Северного Вьетнама, не могли надеяться на успех в одиночку, но объединенные с множеством направляемых радарами зенитных пушек и пулеметов – ААА (Anti-Aircraft Artillery), и ракет земля-воздух - SAM (Surface-Air Missile),  они представляли значительное препятствие на пути успеха американцев во Вьетнаме.

       Массовое применение американцами, во время операций «Linebaker» своей стратегической авиации, привело к активным попыткам северовьетнамцев (при участии советских специалистов) перехватить летящие в стратосфере В-52 при помощи истребителей МИГ-21МФ.

       В связи с этим, как и во время войны в Корее, в USAF появились «убийцы МИГов» - бортовые стрелки бомбардировщиков В-52D «Стратофортресс».

Стрелок В-52D сержант Самуэль Турнер из 307 SW, сбивший 18 декабря 1972 года МиГ-21, получает от командования  «Серебряную Звезду».  

        Но, конечно, попытки приблизиться к стратегическим бомбардировщикам на дистанцию стрельбы из пушек или ракет ближнего радиуса действия, были настоящим анахронизмом вьетнамской войны.

       На более поздних модификациях - В-52Н оборонительное пушечное вооружение было заменено на системы радиоэлектронной борьбы и установки для применения активных и пассивных помех, рассчитанных на противодействие только зенитным ракетам   «земля-воздух» или ракетам «воздух-воздух» большой дальности.

       Оборудование для электронной борьбы - ECM (блоки для постановки помех), установленное на американских истребителях, требовало строгого соблюдения боевого порядка для успешной маскировки от вражеских радаров поиска и слежения.

       Если летчик уделял слишком много внимания соблюдению своего места в боевом порядке, то он мог обнаружить МИГ уже у себя под «брюхом» прежде чем поймет, что произошло. Слишком мало внимания боевому порядку, - и он отклоняется в сторону от защитного экрана ECM и становится объектом внимания каждого радара наведения SAM и ААА в ближайшем районе.

        Необходимость выполнения обязательного «тура» из 100 боевых вылетов, для каждого американского летчика во Вьетнаме, многим из них  казалась нереальной. Мрачные перспективы быть сбитым и погибнуть, быть сбитым и попасть в плен, или отказаться от полетов и с позором сесть в военную тюрьму, все одинаково «желанные», невыносимым бременем давили на их психику.

       Многие молодые пилоты искали забвения в наркотиках и пьянстве, но, на деле, некоторым особо опытным летчикам-«асам» удавалось совершить 200 и даже 300 боевых вылетов на север Вьетнама без единой царапины.  

Очередной «джонсон» (так вьетнамцы называли все  самолеты США) поплатился за «эскалацию».  

      В воспоминаниях американских «убийц МИГов» уже не чувствуется горечи  переживаний, терзавших их в те годы. Эти люди подолжают искренне верить, что воевали за правое дело, пытаясь спасти от коммунистической экспансии маленький народ Южного Вьетнама.

        Не их вина, что им это не удалось. А для нас их  рассказы приоткрывают завесу над еще одной тайной ХХ века - столь однобоко освещавшейся коммунистической пропагандой, в 60-70-х годах прошлого века в СССР - вьетнамской войне.

Просмотров: 1979 | Добавил: VietCong | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031