Начало 50-х годов, для ВВС США, было ознаменовано массовой заменой устаревшего парка боевых самолетов, созданных в 40-е годы ХХ века, на новые истребители, из «Century series» («серии века» или «сотой серии»).
Так называли истребители, с индексом «100» и более, после литеры «F», сокращения от «Fighter» (боец, истребитель). Это были: Норт Америкен F-100 «Супер Сейбр», МакДоннелл F-101 «Вуду», Конвер F-102 «Дельта Деггер», Локхид F-104 «Старфайтер», Рипаблик F-105 «Сандерчиф» и Конвер F-106 «Дельта Дарт».
Главным отличием этих истребителей от созданных ранее - была способность преодолевать звуковой барьер в горизонтальном полете. После «Сотой серии» нумерацию новых проектов было решено начать заново. Одним из них, одобренным ВМФ США, стал МакДоннелл F-4 «Фантом II».
Но в 1964 году, когда США начинали войну во Вьетнаме, этот будущий «убийца МИГов» еще совершенствовался и только начал поступать на вооружении американского флота в качестве истребителя-перехватчика.
Основные ударные силы ВВС США в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане имели в своем составе сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Норт Америкен F-100 «Супер Сейбр» и Рипаблик F-105 «Сандерчиф».
Норт Америкен F-100 «Супер Сейбр»
F-100 «Супер Сейбр» стал первым сверхзвуковым истребителем, принятым на вооружение ВВС США в сентябре 1954 года. Фирма «Норт Америкен», благодаря грандиозному успеху своих истребителей Р-51 «Мустанг» и F-86 «Сейбр» во второй Мировой войне и войне в Корее, была фаворитом USAF (United States Air Force – воздушные силы Соединенных Штатов).
Первый сверхзвуковой истребитель USAF North American F-100 «Super Sabre».
Она без особого труда обошла всех конкурентов, получив от Пентагона одобрение и заказ на производство своей новинки - истребителя F-100 «Супер Сейбр».
Но, сверхзвуковой «первенец» знаменитой фирме явно не удался. Созданию, как его называли летчики - «Хана» (от hundred – «сто»), предшествовали многочисленные проблемы и авиационные происшествия.
Довольно «строгий» в управлении он имел очень высокую посадочную скорость и был склонен к «сваливанию» уже на скорости менее 240 км/ч, особенно - при посадке. Это стало причиной множества катастроф, названных летчиками – «танец с саблями» («Sabre» по-английски – «сабля»).
Задуманный изначально как, в общем, не плохой истребитель-перехватчик в этом качестве F-100 быстро устарел. Его конструкция была подвергнута многочисленным переделкам, нередко только ухудшавшим его конструкцию.
Пройдя через многочисленные доработки «Хан», наконец, получил признание в ВВС США став полноценным истребителем-бомбардировщиком. Но, после F-100 фирма «Норт Америкен» уже больше никогда не строила истребители для ВВС США.
Реабилитации «Хана» в USAF, во многом, способствовала начавшаяся война во Вьетнаме. 9 июня 1964 года восьмерка F-100D, впервые нанесла удар возмездия по войскам Патет Лао за сбитый над Лаосом американский самолет-разведчик.
Но в дальнейшем, попытки применить F-100 в качестве истребителей сопровождения на севере Вьетнама, сразу выявили непригодность «Супер Сейбра» для перехвата МИГов и сопровождения F-105.
«Хан» лишь немного превосходил в скорости атаковавшие их МИГ-17 и не имел радара, позволявшего самостоятельно контролировать воздушное пространство перед собой. В случае внезапного перехода F-105 на «форсаж», «Хан» не успевал за эскортируемыми бомбардировщиками и не мог их защитить.
Все это вместе взятое привело к отказу от применения F-100 над хорошо защищенным Северным Вьетнамом и передаче значительного числа этих самолетов в Национальную Гвардию и части Резерва ВВС США.
Единственную (для пилотов F-100) «probable kill» (предположительную победу) над северовьетнамским МИГ-17, 4 апреля 1965 года, одержал пилот из 416 TFS «Silver Knights», 37 TFW, капитан USAF Дональд Килгус.
На F-100D «Супер Сейбр», №55-2894, называвшемся «Kay Lynn», он обстрелял из четырех 20-мм пушек М-39, и повредил МИГ-17 ВВС ДРВ. Дальнейшая судьба МИГа не известна.
Капитан USAF Donald Kilgus в кабине своего F-100D «Super Sabre», №55-2894, «Kay Lynn».
По мере расширения масштабов войны «Хан» был вынужден снова вернуться во Вьетнам. В дополнение к уже развернутым «крыльям» с F-100 - 3, 31, 35 и 37 TFW ВВС США, в составе 136 и 128 TFS Национальной Гвардии США.
Он, наконец, смог положительно проявить себя, но только на «юге» и как бомбардировщик. Действуя с южновьетнамских баз Фукат, Пханранг, Туюхоа и Бьенхоа, пилоты F-100 быстро развеяли мнение о Национальной Гвардии, как о «любительском аэроклубе».
F-100D из состава 308TFS 31TFW с южновьетнамской авиабазы Tuy Hoa.
Они стали своеобразной воздушной «скорой помощью», быстро появляясь над полем боя по экстренному вызову наземных войск и уничтожая бомбами и напалмом скопления сил и огневые точки Вьетконга.
После появления на севере Вьетнама ракет SAM (советских ЗРК С-75 «Двина») двухместные F-100F, вооруженные антирадарными ракетами AGM-45А «Шрайк» стали первыми «Wild Weasel» – охотниками за действующими радарами наведения вьетнамских сил ПВО.
Всего F-100 совершили во Вьетнаме 360 283 боевых вылетов. Из 243 потерянных, по различным причинам, самолетов, 198 были сбиты в бою.
Рипаблик F-105 «Сандерчиф»
Еще одним основным истребителем-бомбардировщиком ТАС (Tactical Air Command – Тактическое Авиационное Командование) в Юго-Восточной Азии был F-105D «Сандерчиф» фирмы «Рипаблик авиэйшн».
Созданный в 1955 году под руководством Александра Картвели, автора знаменитых истребителей-бомбардировщиков Второй мировой войны и войны в Корее - Р-47 «Сандерболт» и F-84 «Сандерджет». К большому сожалению, F-105 «Сандерчиф» стал для него и для фирмы «Рипаблик авиэйшн» последним проектом истребителя-бомбардировщика для ВВС США.
Начатый проектироваться, как и многие другие из «сотой серии», во время войны в Корее он был отражением чаяний генералов ВВС США мечтавших о мощном сверхскоростном истребителе, поставившим бы «на место» советские МиГи.
Оснащенный новейшим двигателем «Пратт-Уитни» J-75, прототип YF-105 вскоре достиг скорости 2200 км/ч. Но Пентагон в это время выбирал между новым проектом фирмы «Норт Америкен» F-107 «Супер супер Сейбр» и «Рипаблик» F-105 «Сандерчиф», и никак не мог определиться, что же выбрать.
F-107A «Супер супер Сейбр», по всем своим параметрам, получался явно лучшим из истребителей, созданных в то время в США. Оснащенный тем же мощнейшим двигателем J-75-P-19W, что и «Сандерчиф», он был более легким и маневренным, чем его конкурент.
Еще одним «за», было то, что F-107 имел много общего со стоящим на вооружении F-100 «Супер Сейбром», что удешевляло его производство фирме «Норт Америкен» и эксплуатацию новой машины в USAF.
Истребитель F-107A фирмы «North American» был изготовлен в трех экземплярах. (Michael I Freer)
Оба соперника обладали революционным, для того времени, внешним видом. В результате продувок множества моделей F-105 в аэродинамической трубе «Сандерчиф» получил «талию», как у бутылки «Кока-Колы» (что в соответствии с «правилом площадей» позволяло получить значительный прирост в скорости) и невиданные ранее «ковшовые» воздухозаборники с обратной стреловидностью кромки (никогда и нигде больше не применявшиеся), ставшие настоящим «фирменным знаком» F-105.
«Супер супер Сейбр» тоже имел оригинальный воздухозаборник расположенный в верхней части самолета. Это, не без оснований, вызывало опасения у специалистов. Дело в том, что на некоторых режимах полета могло происходить его «затенение», вызывающее «срыв» воздушного потока и «помпаж» (остановку) двигателя.
Во всем остальном новый истребитель «Норт Америкен» был безупречен. Однако, в 1957 году, руководство ТАС все же решило остановиться на самолете который мог нести ядерную бомбу во внутреннем бомбоотсеке. Это был F-105 «Сандерчиф».
Истребитель-бомбардировщик Republic F-105D «Thunderchief» в испытательном полете с полной нагрузкой из 16 фугасных 750 фн. (343 кг) бомб М-117. Ввиду отсутствия подвесных топливных баков и малого запаса топлива такая загрузка применялась во Вьетнаме только 23TFW в 1965 году.
Рипаблик F-105 «Сандерчиф» был продуктом ядерной паранойи 50-х годов. Пентагон тогда отказывался финансировать проекты истребителей для ТАС, если они не предусматривали участия в ядерной программе ВВС США.
Идя на компромисс инженеры фирмы «Рипаблик» создали большой истребитель, имевший внутренний бомбоотсек, благодаря которому он мог быть небольшим ядерным бомбардировщиком. Его главным предназначением было преодолеть ПВО СССР на низкой высоте с высокой (желательно сверхзвуковой) скоростью для доставки к цели одного тактического ядерного заряда во внутреннем бомбоотсеке.
Устроив врагу атомный Армагеддон, пилот F-105 должен был катапультироваться и выбираться с вражеской территории самостоятельно, топлива на обратную дорогу у него не было.
Внешне «Громовержец» был больше похож на гигантский дротик чем на самолет. Очень быстрый, он тем не менее, не имел маневренных качеств истребителя, необходимых для ведения воздушных боев с МИГами и уклонения от ракет «земля-воздух».
Это стало проклятием для пилотов F-105 во Вьетнаме. Имея вес в двадцать тонн, с бомбами и дополнительными топливными баками на внешней подвеске, летая в плотном строю, он стал основной добычей северовьетнамских ракет SAM и МИГов.
Данная ему летчиками в начале карьеры нелестная кличка «Thud» («Сад» - глухой звук падения в английском языке, вроде «бух!» или «шлеп!»), как ничто другое ярко выражала их отношение к новому истребителю.
Быстрая замена в строевых частях раннего варианта «Сандерчифа» F-105B не имевшего бортового радиолокатора и передача их частям Национальной гвардии на более современный F-105D, оснащенный доплеровским радаром APN-131/R-14A фирмы «Бендикс», несколько улучшило его репутацию в войсках. А массовое применение F-105D «Сандерчиф» в войне во Вьетнаме стало его «звездным часом».
Именно «Сады», первыми взлетев с баз ВВС США, расположенных на территории Таиланда и Южного Вьетнама, начали с января 1965 года (в рамках операции «Флейминг Дарт») налеты на территорию Северного Вьетнама.
F-105D «Thunderchief» из 23 TFW с базы Да Нанг, летят к цели во Вьетнаме.
Первоначально ведение боевых действий было возложено на 6234 TFW базировавшееся в Таиланде на базе Корат и на 6235 TFW – в Тахли, которые находились там по «временному расписанию».
В октябре 1965 года в Тахли было перебазировано 355 TFW, которое к началу следующего года имело в своем составе три эскадрильи: 333, 354 и 357 TFS.
В Корате 6234 TFW находилось до апреля 1966 года, после чего было сменено на 388 TFW, которое к середине мая имело в своем составе 4 эскадрильи, вооруженных «Сандерчифами»: 13, 34, 421 и 469 TFS.
Именно эти семь эскадрилий совершили 75% боевых вылетов американской авиации на Вьетнам в следующие три с половиной года, во время самой длительной воздушной операции ВВС США во Вьетнаме - «Роллинг Сандер», начавшейся в марте 1965 года и закончившейся в ноябре 1968 года.
МиГ-17Ф в прицеле 20-мм пушки F-105D «Thunderchief» Майора Ральфа Кустера, 3 июня 1967 года (кадры фотопулемета).
F-105 вынесли основную тяжесть боев на первом этапе воздушной войны и понесли самые значительные потери от ПВО и МИГов Северного Вьетнама. Не менее 382 «Сандерчифов» было потеряно в боях и авариях, в 101 304 боевых вылетах, совершенных «Садами» во Вьетнаме (всего фирмой Рипаблик было изготовлено 883 F-105 разных модификаций).
1 ноября 1968 года Президент США Линдон Джонсон объявил о введении моратория на бомбардировки ДРВ и «Сады» стали выводить из Юго-Восточной Азии.
Проявившимся в боях, главным достоинством «Громовержца», была его конструктивная прочность и живучесть. Она позволяла американским пилотам благополучно возвращаться на сотни миль назад, на свои тайладские базы, с тяжелейшими повреждениями от северовьетнамских зениток ПВО, а также пушек и ракет МИГов. После этого, ранее нелестную, кличку - «Сад» пилоты стали произносить с признательностью и уважением.
Потеря почти половины из числа построенных F-105 во Вьетнаме, вовсе не означала, что «Сад» был неудачным самолетом. Система ПВО Северного Вьетнама была одной из самых мощных за всю историю вооруженных конфликтов.
Совершая ежедневно сотни боевых вылетов USAF несли неизбежные потери от огня с земли и МИГов, а «Сандерчиф» тогда оказался практически единственным истребителем-бомбардировщиком пригодным для выполнения миссий на «Севере».
ВВС и ВМФ США поделили север Вьетнама на шесть районов для бомбометания с общим названием «Route Package» (путь доставки багажа). В районе «Route Package 6А» (район целей возле столицы ДРВ – города Ханоя), F-105 рисковал больше всех других. Вероятность быть сбитым в этом районе была в 15 раз выше чем в других районах «Роут Пэкедж» над Северным Вьетнамом.
Районы «Route Package». Зоны действий USAF и US NAVY над Северным Вьетнамом. (USAF Museum)
Уничтожив в небе Вьетнама 28 МИГов пилоты F-105 прославили «Сад» и как успешного «убийцу МИГов». Воздушные поединки, как правило, происходили по инициативе северовьетнамцев. «Тандерчиф», хоть и назывался истребителем, не мог конкурировать с легкими и маневренными МИГами, но, имея скорострельную (6000 выстрелов в минуту) шестиствольную 20-мм пушку M61A1 «Вулкан» он уверенно поражал «зазевавшиеся» и слишком увлекшиеся охотой северовьетнамские МИГ-17.
F-105D имел доплеровский радар «Бендикс» R-14A, позволявший самостоятельно вести обзор передней полусферы, а с 10 километров – «брать на захват» и сопровождать любые воздушные цели. С момента «захвата» цели пилот мог отслеживать на экране радара расстояние до цели и все её манёвры до достижения дальности, при которой было возможно её поражение бортовым вооружением.
Для защиты от МИГов F-105D мог нести на крайних пилонах крыльев две или четыре ракеты воздух-воздух с инфракрасной головкой самонаведения AIM-9 «Сайдвиндер».
F-105D № 60-0504 «Memfis Belle II» (красавица Мемфиса II) из 357 TFS «Licking Dragons» (драчливые драконы) 355 TFW, майора Бадди Джонса – убийца двух МИГов.
Достойным завершением боевой карьеры «Сандерчифа» стало использование его двухместного варианта, F-105F в операциях по подавлению северовьетнамских радаров наведения ракет SAM.
Около семидесяти F-105F, переоборудованные в F-105G «Wild Weasel» и вооруженные антирадарными ракетами AGM-45 «Шрайк» и новейшими AGM-78 «Стандарт APM», до конца войны успешно охотились за действовавшими радарами северовьетнамских ЗРК С-75.
Спасти станцию радара от ракеты «Шрайк», пассивно наводившейся на излучение от антенны, мог только опытный оператор, мгновенно замечавший разделение цели на экране и быстро выключавший станцию. Полет ракеты к цели длился не больше минуты и северовьетнамцы, поначалу, лишились многих станций наведения ЗРК С-75 названных американцами «Fan Song Radar».
Со времен Второй мировой войны традиция присваивать боевым самолетам USAF собственные имена, с нанесением на борт самолета какого-нибудь красочного рисунка, была продолжена и во Вьетнаме. Обычно этим занимались наземные техники, а тему рисунка и название выбирал «граунд чиф» - командир наземного персонала.
Зачастую эти рисунки имели настолько фривольный характер что командование, под различными предлогами, постоянно ограничивало и запрещало эту «самодеятельность». Но традиции в американской армии всегда были сильнее запретов.
В моменты наиболее строгих гонений на «бортовую живопись» она наносилась мелом (для возможности быстрого удаления), или в наименее заметных местах самолёта (на внутренней поверхности створок ниш шасси, под воздушными тормозами и проч.).
Одним из ярких примеров фривольности «Nose Art» (бортовой живописи) во Вьетнаме был самолет по имени «Pussi Galor» (имя девушки - персонажа фильма 1964 года об агенте Джеймсе Бонде «Goldfinger»), F-105D № 24364, из 354 TFS, 355 TFW, с тайландской базы Takhli.
Несколько «Садов» несли на борту отметки о двух и более сбитых МИГах. Наиболее известными из них стали «двойные убийцы МИГов»: F-105D «Hanoi Special» №61-0132 капитана Дейва Уолдропа из 44 TFS, 388 TFW, с таиландской базы Корат и «Memfis Belle II» № 60-0504 майора Бадди Джонса из 357 TFS, 355 TFW с базы Тахли, в настоящее время находящийся в музее ВВС США.
Но наибольшую известность как «убийца МИГов» получил двухместный F-105G № 63-8320 «Hanoi Hustler». В начале войны он был EF-105F в составе 333 TFS, 355 TFW на авиабазе Тахли и носил имя «Cooter».
Позже, перейдя в 561 WWS, 388 TFW на базе Корат, став F-105G, он назывался «ВАМ-ВАМ». Закончил свою службу он как «Hanoi Hustler» Ныне он является экспонатом в музее американских ВВС на авиабазе США Райт-Пэттерсон.
Экипажи этого «Громовержца», заявили о трех победах над МИГами. Одной при помощи пушки, второй ракетой AIM-9 «Сайдвиндер», а третьей, от сброшенной из под «брюха» F-105 MER (Multiple Ejector Rack) - балки для подвески шести бомб, с которой столкнулся северовьетнамский МИГ-17.
Не смотря на анекдотичность последней победы известно о множестве подобных случаев. Самолеты повреждались и погибали от падавших на них сверху бомб, гильз и обломков других самолетов.
Победой в воздушном бою считается уничтожение вражеского летательного аппарата любым доступным пилоту способом. Столкнулся ли враг с землей или горами, во время маневрирования в бою, упал, израсходовав все топливо, или его пилот выпрыгнул с парашютом в момент приближения врага.
На подобную победу претендует пилот F-8 «Крусейдер» из US NAVY Джеральд Тукер. В любом случае, при наличии убедительных доказательств и свидетелей, воздушная победа засчитывалась победителю.
Тройной «убийца МИГов» F-105G №63-8320 в разное время носил разные имена: «Cooter», «ВАМ-ВАМ» и «Hanoi Hustler».
|